Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Четверг, 19.10.2017, 17:18
Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ и ЭССЕ об Александре Петрушкине » РЕЦЕНЗИИ

Евгения Изварина (Екатеринбург). И сплотилась война языком…

 

По мнению Сергея Ивкина, автора предисловия к этой книге, ее внутренний посыл, ее концепция прочитываются легко. Это «книга, состоящая из только финальных текстов», «каждое стихотворение могло бы закрывать книгу», «Александр Петрушкин выходит к залу и произносит «последнее слово». С оценкой, содержащейся в этом утверждении, я бы согласилась: это в большинстве своем стихи «сильные» — как по своим поэтическим достоинствам, так и по внутреннему накалу страстей. И все же, вот эта самая страстность (конкретнее, страстный поиск себя в мире и мира в себе, страсть исследователя и испытателя), непокой, недовольство, вопросы без ответов, вспышки интуиции, боль непонимания — все это очень и очень далеко от образа «заключительного слова», финального катарсиса, апофеоза мудрости и апофигея самоутверждения

Нет. «Я полагаю, что молчанья нет…» — это книга человека, находящегося в движении, в пути. Книга-процесс, со своей логикой, последовательностью, внутренними «рифмами» и драматическими взаимоотношениями между элементами, то есть, отдельными стихотворениями и циклами.

В полном соответствии с названием, это — книга поэта, повествующего «о своем» и, в определенном смысле, «для своих». «Молчанья нет» — есть, следовательно, говорение. Вот оно-то и становится центральным предметом рассмотрения (поэзия Петрушкина в основе своей умозрительна, философична, поэтому даже — предметом изучения). А также говорение как действие, процесс и традиция становится одним из героев книги, поскольку с ним происходят какие-то события, оно, повторяю, действует, мыслит и т.д.

 

кому сказать не сказ а многословье

слепой дурак пытается

одеться

— это первые строки первого стихотворения, первые слова книги, уже содержащие в себе риторический вопрос, драму отчуждения и ужас непонимания. И так — далее: «кому сказать — не голос а рыданье»; «Не с тьмою говоришь, а с этим за стеной…»; «подорванная речь/ меж губ (нет качества)»; «остепенись — трава не говорит…» — но, все-таки: «Я полагаю, что молчанья нет» — центральная, ударная строка в заключительном стихотворении, по существу, последняя строка книги, ставшая ее заглавием. Говорение —

 

…мой страдательный падеж

как самолет без всяких там надежд

без всяких там одежд и переводов

 

Говорение в чистом виде, но не рафинированное, а наоборот, вобравшее в себя и грязь, и муку, и неизбежную ложь (ложь познания!) — говорение, пока жив говорящий, исключает молчание. А говорит ведь не только человек. Говорит — изъясняет себя, изъявляет свою волю и произносит свою долю — буквально всё вокруг, и живое, и неживое: говорит — поскольку существует…

В этой книге с категорией говорения тесно связана категория общения: говорящий ищет собеседника, просит понимания и доверия. На уровне физических ощущений:

 

слепая птица тычется в ладони

чужое я пытается

согреться;

 

в стремительности времени и действия:

 

Говорить с тобой в полбуквы,

в полстакана твердой водки…;

 

в открытости собеседнику — до самоотречения (что равно отречению от слова):

 

я подожду тебя

молчанием

у входа

 

Проблема общения — проблема языка. Сегодня — особенно в самой литературе и связанных с ней дисциплинах — писателя называют орудием языка, эманацией языка, проявлением в сфере человеческих чувств и мыслей метаязыка всеобщего существования. У А. Петрушкина язык — непокорен, непретворён (дик, как тот «калмык», которого некогда зарифмовал со словом «язык» Пушкин). А все потому, что всякий настоящий поэт постоянно в конфронтации с языком, в состоянии «любви-ненависти». Без языка — невозможно, но того языка, который есть в твоем распоряжении, трагически не хватает. «Забудь язык, который нас не любит» — ищи новый, либо лечись цинизмом:

 

так задолбал язык — не говори

а поимей его

как все недуги

 

— когда бы не дикая витальная сила, живучесть, непотопляемость (она же непрошибаемость) языка, взрастившего нас и по сю пору пестующего — здесь, на Урале, где — по Петрушкину, как и по жизни — зоны заключения перекрываются зонами радиационного и химического заражения, те — зонами отчуждения, а в тех — вновь строятся зоны… Мы не говорим — мы живем

 

на лагерном на переносе сносе

где словари похожи на покосы

…………………………………………………..

на лагерном пустом с баландой свисте,

 

который построен в равной мере «из культурных кодов» и «из дыр к стеклу прибитых наконец». То есть, вроде бы, — ничто, затягивающая пустота. Но лирический герой книги, главный герой, — поэт, «этим и интересен», он физиологически связан с языком, он жив языком — жив даже гибелью языка:

 

сплошная вода языка

и сплотилась война языком

………………………………………..

и краешек этой войны

не держу а несу

 

Сверх воли и сверх обычных человеческих возможностей: не выдерживаешь — не держи. Все равно — понесешь, таковы (в нашей зоне) закон и порядок. Поэт, несущий «краешек войны», «сам рыба, сам вода» (причем, ему же и плавать);

 

Сам словарь и сам припаян

к небу мягкой высотою.

Сам себе язык и рыба,

 

И чтобы вырваться из этого замкнутого круга, пишет письмо «то этому то дочке» — обращается к самому святому (равно — самому непостижимому). Но, парадоксальным образом, уверенность, повествовательную, эпическую интонацию он обретает отнюдь не в состоявшемся диалоге, а — вопреки тому, что диалог (пока или уже?) не состоялся:

 

я видел слышал — я молчу я глух

и бог меня проводит через поле

глухонемых и плачет и поет

 

— и вырывается отчаянное: «нет правды есть словарь». На самом деле, правда поэта — в этике самого языка, его лексического состава. А словарь… Слово «словарь» и его производные встречаются в этой небольшой книжке восемь раз, они явно преследуют автора. Всё на свете и все мы вписаны в словарь, но талантливый писатель (вспомним «Хазарский словарь», дебют Милорада Павича) использует эту печальную данность как отправную точку для дальнейших рассуждений и даже приключений. Сальвадор Дали нарисовал мягкий, текучий циферблат — и этим наглядно раздвинул рамки понимания и восприятия времени. Александр Петрушкин пишет: «не говори мне мягкий свой словарь…», не отменяя и не отметая, а назначая «говорению» и «словарю» иные роли, иные судьбы, новые возможности. Что также свидетельствует о незавершенности пути, о том, что — вернемся к началу этой рецензии — не «финальные» отточенность, отрешенность и непреложность делают здесь погоду. Еще далеко не все сказано. Что в ситуации поэта прямо означает: не все прожито.

И стихи в книге — разные, как различаются пробы жизни, взятые в разных точках времени и пространства. Есть, по моему мнению, и неудачи. Например, стихотворение «Ништяк смандячено, браток…» со множеством отсылок к поэзии и жизни Б. Рыжего, в результате чего не получилось «ответное слово», не получился «шаг следом», а предстала перед нами свалка — конгломерат — самых отталкивающих примет «рыжего» стиля: грубость, нецензурщина, заносчивость, поклон — через блатной жаргон — самой блатной «цивилизации»… Другой пример. В первом стихотворении цикла «Стихи для Андрея» и еще кое-где попадаются презрительные по отношению к богатствам языка обороты («за окнами какой-нибудь январь…»), либо нагромождения поэтических красивостей:

 

ты ляжешь третьим краем по земле

от кожи оперением очищен

стоишь и смотришь по тебе ползет

твой бог с недосъедобными глазами

 

На мой вкус, это — провал, не умножение, а разрушение смысла, клад для пародиста.

…Тогда как клад для читателя — лучшие стихи этой книги, а их гораздо больше. И говорят они о большем, нежели только судьба (не судьба) поэта. В них много — о жизни и смерти, о страхе, о любви, о России, об Урале, о человеке между землей и небом:

 

дойдешь до краешка воронки

здесь человек стоял негромкий

чирикал плакал брал пшено

и проходил сквозь решето

ее ладоней он стоял

и стоил места…

 

Вот это «стоил места» — дорогого стоит. Приближение к сокровенному смыслу — как приближение к своему истинному месту. И, слава Богу, до финала здесь еще — ой как далеко!

 

Категория: РЕЦЕНЗИИ | Добавил: Хлебник (16.07.2010) | Автор: Евгения Изварина (Екатеринбург).
Просмотров: 452 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz