Янис Грантс (Челябинск). КРОВЬ, ДЫМ, РЫБЫ, СОБАКИ, ИЛИ НЕКОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ АЛЕКСАНДРА ПЕТРУШКИНА
Вот у вас бывало или нет –
вокруг, вроде бы, покой и порядок, но вы-то знаете: это обман. Вы знаете: не
хватает какого-то штриха, детали, возможно, мелочи, чтобы всё встало на свои
места, чтобы вы ощутили себя в своей тарелке. Я практически всегда пребываю в
таком состоянии. Лишь изредка наступает эпизод полной гармонии с миром (или с
чем? – не знаю). Когда-то (поверите ли) я забыл на время о неврозе и вообще –
извёл тревогу, прочитав:
но виноградна кровь но невиновен
дым
Прошло уже несколько лет, а я до
сих пор помню ожог. Вдруг всё сошлось, сфокусировалось. Я погрузился в
эту расчудесную строчку, наступило какое-то галлюциногенное восприятие. И
оказалось, что здесь и сейчас многомерно. Я видел себя со стороны. Да, это я
сидел на скамейке под каким-то лондонским мостом. Туман (дым) висел сплошной
пеленой, а моя рубашка пропиталась кровью цвета спелой изабеллы; или не было
никакого Лондона, а был густой смог ЧТПЗ, проникший в комнату, где я порезался
при обламывании своих ногтей. Очевидность происходящего (как и его вариативность)
в этой строке настолько многосильна, что вся пейзажная лирика (например) на
таком фоне вянет и задаётся гнильцой. На эту любимую строчку можно извести
километры бумаги, но получается неподобающе маниакально. Александр Петрушкин –
автор не одной строчки, а восьми сотен стихотворений. Ну, или около того.
Поэтому, не буду задерживаться.
Следующая станция – настоящее.
Александр Петрушкин – плодовитый
автор. Уже составлен и подготовлен к печати, но ещё не издан очередной сборник,
на сей раз – избранных произведений 2007-2008 годов. Знакомство с текстами
показывает, что по внешним признакам поэт остаётся верен себе: добрая треть
стихов – это посвящения; другая треть – это прямые и скрытые ссылки, аллюзии;
то и дело упоминаются персоналии (Санников, Туренко, Божнев, Векшин –
традиционный, в общем-то, набор); внутри пространства то и дело всплывают рыбы
или собаки, часто не обходится без Бога; а ещё – много географии: Челяба,
Свердловск, Москва, Вятка, Итака и т. д. Но в то же время практически исчезли
прописные буквы, а из знаков препинания оставлен (преимущественно) один – тире.
Нельзя не заметить, что современный Петрушкин, продолжая писать, конечно же,
для себя и про себя, стал за последние два-три года более открыт, прозрачен,
понятен (плохое слово, за него меня побьют). Ещё лет пять назад был этакий
рубака (подойдёт и рубаха-в смысле-парень), то и дело расправлявшийся с
действительностью (реальной или вымышленной, какая разница). С годами голос не
потерял своей силы, а ткань стиха изменилась: теперь всё гораздо утончённей,
что ли. Отсюда и «…энергичность высказывания, сопровождающаяся неожиданным
лирическим многоголосьем». (Данила Давыдов). Может, поэтому А.Петрушкина
заметили в Москве, и в этом году он активно печатался в столичных толстых
журналах (упомяну только два знаковых: авторитетный «Воздух» и чрезвычайно
уважаемый «Знамя»).
Конечно, если ты пишешь:
А я не страшусь – ужасаюсь, теряючи
речь –
Горючую тьму – языка поносимую
спичку –
И так же, как ты темноты твоей в
стуке боюсь,
В кармане свернув немоту, как от
смерти отмычку. –
то найдётся немало желающих
заявить, что в стихотворениях будто бы торжествует хаос, будто бы выстраивается
нежизнеспособная, да попросту мёртвая, конструкция. Ещё бы, ведь в приведённом
примере сведены вместе страх, ужас, потеря, горючая тьма, темнота, боязнь,
немота, смерть. Некоторые из тех, кто пытался писать о поэзии Петрушкина,
всерьёз полагали, что сделали открытие: типа, мир автора – это мир после
апокалипсиса, обломки былого величия, паранойя, психоз. Думаю, что это
заблуждение. Почему? Да потому что у мёртвой поэзии другие слова («канающие»
под живые), запахи и звуки. Я думаю: художником движет протест. Протест против
попытки всё расшифровать, всё распознать, вынюхать-таки все тайны и поставить
жирную точку. Эти надежды безнадежны, говорит автор. Примеры? Да сколько
угодно. Вот несколько строк из новой книги Александра Петрушкина:
конечная станция нежный кастет в
кармане
тонкие кости ветра из
пустопорожней вербы
отсутствие времени и темноты тебя
не обманет
– не
поговоришь со мной? –
бог говорит мне
Или:
Звезда одна, с другою говорит
Там, на балконе. – и не
отвернёшься:
Там плачет Бог – палачит и –
болит.
Всё от того, что ты к нему
вернёшься.
Мне кажется, что сомнения – в
крови героя Петрушкина. Но то и дело встречающееся «или» не означает, что нам
дарован выбор. Это, скорее, такая игра: да, могло быть так или так, а будет-то
всё равно по-другому. Хуже, чем задумывалось. Именно поэтому героя
Александра Петрушкина можно назвать неоромантиком. Парадокс? Вовсе нет.
Он ведь не стал холодным рационалистом? Не стал. А то, что он развеял мечту о
«добром и вечном», и делает его романтиком. Потому что романтики в привычном
понимании – никакие не романтики. Они нуждаются (по меньшей мере) в
консультации психиатра.
Но иногда сомнения так и остаются
сомнениями, растерянность – растерянностью, а в конце появляется
знак вопроса:
Под руки
нас выводят на свет или свет
нас поставил на круг – в лёгкой
ртути
поднимающейся до небес. Это свет
или только лишь люди?
Но это ещё не всё. После
текстов Петрушкина я чувствую себя обманутым, но меня обманул не поэт, а мир
(или жизнь? – не знаю). Ничего-ничего-ничего не сбылось, даже сам я стал не
тем, кем был задуман. А дальше и вовсе, казалось бы, парадоксальный вывод:
осознание этого не ввергает меня в нескончаемую депрессию, а успокаивает и
расслабляет. Так бывает и от длиннющих петрушкинских стихотворений, и от
отдельных строчек. Почти всех:
Ты проснулся беременным – значит
прыщи все исчезли:
Это просом весна просыпается по
полу. В пол-
Шестого почувствуешь, как
пошевелится (сын ли?
Дочь?)
Не знаю, о том ли автор (не всё
ли равно?), но я испытывал (правда!) шевеление и пихание во мне моего сына,
хотя он зрел в утробе жены. Как я не написал об этом тогда, двенадцать лет
назад?! Или – так не написал? А вот:
Ловля звёзд – пустое занятье, но
ты
занималась всегда этим лучше, чем
я…
А дальше – свидание, волны, которые
«забудут нас», театр, рыбья кожа (излюбленные авторские рыбы!) разводных
мостов, измены и признание, что только Ты и была близка по-настоящему. Бунтарь
и низвергатель, герой Петрушкина и любит на высшем накале, и прощается –
навсегда.
И – совсем личное. Пару раз я
вздрогнул, потому что прочитал строчки…своего любимого Хармса. Нет, конечно,
это всё Петрушкин, но:
видишь брат и я надрался
не водой хожу а дном
надо мною тоже скользко
бьют по стёклышку веслом
Весёлый…утопленник! Да ещё зимой!
Смех и трагедия! Ну, чистый Хармс. (Нет, для совсем уж Хармса можно было бы
весло заменить на кровать или, допустим, парашют). Или:
Мчит по воле Посейдона
Престарелый Одиссей
Электричка мчит к Свердловску
Хочешь – куй, а хочешь – сей.
Последние две цитаты к делу не
относятся. Это я превысил свои полномочия и побаловал себя.
И – к начальной станции.
Неправда, что стихи действуют на человека опосредованно. Точнее, не всегда
правда. Бывает так, что всё сходится, выстраивается и упорядочивается в тебе
после прочтения одной-единственной строчки. Например, этой: