Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Воскресенье, 17.12.2017, 01:30
Главная » Статьи » РЕЦЕНЗИИ и ЭССЕ об Александре Петрушкине » РЕЦЕНЗИИ

Нина Ягодинцева (Челябинск). МУЗЫКА НАД ХАОСОМ: рецензия на сборник стихотворений "Флейта Искариота"

 

Нынешней весной в Челябинске начался отсчет "24 страниц современной классики". Именно так называется поэтическая серия, издаваемая фондом "Антология". Концептуальное решение серии молодежных поэтических изданий принадлежит Александру Петрушкину, и его сборник вышел третьим по счету.

 

Вообще молодому литературному поколению свойственна поразительная черта:  во времена пресловутого чистогана вопреки доминанте "каждый за себя" они воссоздают поле литературного общения своими силами и средствами. Причем их эстетические установки напрямую связаны с предшествующим опытом, и уже по характеру этих взаимосвязей можно видеть процесс осознания человеком собственного бытия. Это и есть предмет размышления над "Флейтой Икариота".

 

Время собирать камни и время их разбрасывать следуют друг за другом неотступно. Помни о том, что будет, - такой лозунг следовало бы разместить на плетне, огораживающем место действия вышеуказанного процесса.  Предмет разборки, разбрасывания в текстах "Флейты Искариота"  - синтаксис. Задачей синтаксиса в любом тексте является упорядочивание пространственно-временных связей повествования. Автор разбивает мыслительные конструкции на мелкие части, но по качеству отдельных      сохранившихся блоков мы можем судить о том, каким был первоначальный монолит смысла. Читая "Флейту", можно задать себе множество интересных вопросов. Не грех подумать и над ответами, имея в виду, что их (этих ответов) в конце книги нет.

 

Первый - и главный - вопрос: что остается, что держит стихи, когда из них уходит мысль -- связная, слитная? В параллельной, художественной реальности тот же вопрос ставится несколько иначе: что сквозит за видимым предметным хаосом? Видимо, музыка -- ценность абсолютная и сомнениям не подлежащая. Музыка, которую не устраивают узнаваемые и почти привычные для нас всех сочетания, обозначающие местоположение и взаимосвязь предметов в пространстве жизни. Очевидно, разрушающий, разбрасывающий импульс текстов "Флейты" подразумевает иной принцип смысловой сборки.

 

Второй - не менее важный - вопрос: почему возникает столь острая необходимость основательной разборки смыслов? Ведь за причудливыми мелодиями "Флейты" совершенно ощутимо стоит мощный психический монолит.

 

Основная задача искусства всегда заключалась именно в производстве смыслов, и по большому счету процесс дробления всегда есть частный момент общей сборки. Дробится, разбивается меньшее - то, что мешает создать более масштабную цельность.

 

Но здесь возникает еще один нюанс: не останутся ли эти графские развалины синтаксиса напоминанием о былом (когда?) величии и стройности, не растащатся ли они на кирпичи для лачуг и сараев? Вопрос не только к автору, но и к читателям. Хотя, впрочем, революционный подход к решению насущных проблем себя уже давно компрометировал: процессы разборки, дробления, уничтожения в силу нашей несовершенной природы легко запустить,  а вот остановить бывает трудно и в конце концов - поздно.

 

И, наконец, третий вопрос - проблема восприятия подобных текстов. На нем мы остановимся чуть подробнее. Современное сознание расколото, дискретно. Это качество (в цельном, едином мире) имеет явно негативную окраску и - в дополнение - свойство продолжающегося дробления. Речь связывает пустоты, и по ней, как по шатким мосткам, мы перебегаем от одного островка смысла к другому. Естественно, читатель - собеседник поэта - в большинстве своем ищет все-таки твердые островки, точки смысловой опоры, прощая ради них и условность, и шаткость связок-мостиков.

 

В книге "Флейта Искариота" надежна только музыка -- воздух. А под ногами - обломки, осколки, прутья... Нужна колоссальная внутренняя необходимость (читательская), чтобы решиться пройти по этим развалинам. Проще говоря, субъективная необходимость данной      поэзии безусловна, объективная ценность ее - предмет спорный. Можно сказать: у этой книги есть свой читатель. И это правда. Но не вся.

 

Характерной особенностью поэтического стиля, базирующегося на дроблении, разрушении является откровенно спекулятивное использование слов, понятий, выражений. В ход идет все, как и полагается в уважающих себя руинах: высокая лексика, античные и библейские персонажи, современный молодежный сленг и ненормативные выражения. Можно извне посетовать на происходящее, но внутренняя логика точна: при создании смысла нужно очень верное, корректное соединение слов и реалий, за ними стоящих, а при разборке путем взрыва в этом просто нет необходимости. Каждый предмет сам по себе, на себя замкнут, и даже движение происходит абсолютно непредсказуемо,       хаотически: то между предметами, то внутри их необычайной плотности...

 

      Согласится ли с этим читатель? Да, если его логика совпадает с авторской.

      Если его мир дымится в развалинах, а дух жаждет - быть.

 

Категория: РЕЦЕНЗИИ | Добавил: Хлебник (16.07.2010) | Автор: Нина Ягодинцева (Челябинск)
Просмотров: 857 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Областной Наркодиспансер №1 приглашает творческих людей пройти добровольное освидетельствование на предмет употребеления запрещённых психотропных препаратов. Обращаться в регистратуру Наркодиспансера по расписанию.

Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz