Нина Ягодинцева (Челябинск). МУЗЫКА НАД ХАОСОМ: рецензия на сборник стихотворений "Флейта Искариота"
Нынешней весной в Челябинске
начался отсчет "24 страниц современной классики". Именно так
называется поэтическая серия, издаваемая фондом "Антология". Концептуальное
решение серии молодежных поэтических изданий принадлежит Александру Петрушкину,
и его сборник вышел третьим по счету.
Вообще молодому литературному
поколению свойственна поразительная черта:во времена пресловутого чистогана вопреки доминанте "каждый за
себя" они воссоздают поле литературного общения своими силами и
средствами. Причем их эстетические установки напрямую связаны с предшествующим
опытом, и уже по характеру этих взаимосвязей можно видеть процесс осознания
человеком собственного бытия. Это и есть предмет размышления над "Флейтой
Икариота".
Время собирать камни и время их
разбрасывать следуют друг за другом неотступно. Помни о том, что будет, - такой
лозунг следовало бы разместить на плетне, огораживающем место действия
вышеуказанного процесса. Предмет
разборки, разбрасывания в текстах "Флейты Искариота" - синтаксис. Задачей синтаксиса в любом тексте
является упорядочивание пространственно-временных связей повествования. Автор
разбивает мыслительные конструкции на мелкие части, но по качеству отдельныхсохранившихся блоков мы можем судить о
том, каким был первоначальный монолит смысла. Читая "Флейту", можно
задать себе множество интересных вопросов. Не грех подумать и над ответами,
имея в виду, что их (этих ответов) в конце книги нет.
Первый - и главный - вопрос: что
остается, что держит стихи, когда из них уходит мысль -- связная, слитная? В
параллельной, художественной реальности тот же вопрос ставится несколько иначе:
что сквозит за видимым предметным хаосом? Видимо, музыка -- ценность абсолютная
и сомнениям не подлежащая. Музыка, которую не устраивают узнаваемые и почти
привычные для нас всех сочетания, обозначающие местоположение и взаимосвязь
предметов в пространстве жизни. Очевидно, разрушающий, разбрасывающий импульс
текстов "Флейты" подразумевает иной принцип смысловой сборки.
Второй - не менее важный -
вопрос: почему возникает столь острая необходимость основательной разборки
смыслов? Ведь за причудливыми мелодиями "Флейты" совершенно ощутимо
стоит мощный психический монолит.
Основная задача искусства всегда
заключалась именно в производстве смыслов, и по большому счету процесс
дробления всегда есть частный момент общей сборки. Дробится, разбивается
меньшее - то, что мешает создать более масштабную цельность.
Но здесь возникает еще один
нюанс: не останутся ли эти графские развалины синтаксиса напоминанием о былом
(когда?) величии и стройности, не растащатся ли они на кирпичи для лачуг и
сараев? Вопрос не только к автору, но и к читателям. Хотя, впрочем,
революционный подход к решению насущных проблем себя уже давно компрометировал:
процессы разборки, дробления, уничтожения в силу нашей несовершенной природы
легко запустить, а вот остановить бывает
трудно и в конце концов - поздно.
И, наконец, третий вопрос -
проблема восприятия подобных текстов. На нем мы остановимся чуть подробнее.
Современное сознание расколото, дискретно. Это качество (в цельном, едином
мире) имеет явно негативную окраску и - в дополнение - свойство продолжающегося
дробления. Речь связывает пустоты, и по ней, как по шатким мосткам, мы
перебегаем от одного островка смысла к другому. Естественно, читатель -
собеседник поэта - в большинстве своем ищет все-таки твердые островки, точки
смысловой опоры, прощая ради них и условность, и шаткость связок-мостиков.
В книге "Флейта
Искариота" надежна только музыка -- воздух. А под ногами - обломки,
осколки, прутья... Нужна колоссальная внутренняя необходимость (читательская),
чтобы решиться пройти по этим развалинам. Проще говоря, субъективная
необходимость даннойпоэзии
безусловна, объективная ценность ее - предмет спорный. Можно сказать: у этой
книги есть свой читатель. И это правда. Но не вся.
Характерной особенностью поэтического
стиля, базирующегося на дроблении, разрушении является откровенно спекулятивное
использование слов, понятий, выражений. В ход идет все, как и полагается в
уважающих себя руинах: высокая лексика, античные и библейские персонажи,
современный молодежный сленг и ненормативные выражения. Можно извне посетовать
на происходящее, но внутренняя логика точна: при создании смысла нужно очень
верное, корректное соединение слов и реалий, за ними стоящих, а при разборке
путем взрыва в этом просто нет необходимости. Каждый предмет сам по себе, на себя
замкнут, и даже движение происходит абсолютно непредсказуемо, хаотически: то между предметами, то внутри их
необычайной плотности...
Согласится ли с этим читатель? Да, если
его логика совпадает с авторской.
Если его мир дымится в развалинах, а дух
жаждет - быть.
Областной Наркодиспансер №1 приглашает творческих людей пройти добровольное освидетельствование на предмет употребеления запрещённых психотропных препаратов. Обращаться в регистратуру Наркодиспансера по расписанию.